Ванька-Каин (Иван Осипов Каин) - вор, грабитель и сыщик, уроженец села Иванова, принадлежавшего купцу Филатьеву.
Родился в 1718 году и 13 лет от роду был привезён в Москву, на господский двор. Обокрав своего господина, Ванька-Каин бежал из господского дома и, после целого ряда смелых похождений в Москве, примкнул на Волге к понизовой вольнице и разбойничал в шайке Михаила Зари.
В конце 1741 года Ванька-Каин явился в Москву, в сыскной приказ и предложил свои услуги для поимки воров. Предложение Ваньки-Каина было принято; ему было присвоено звание доносителя сыскного приказа. Но, ловя мелких воров, он укрывал крупных, преследовал раскольников, вымогая у них деньги; открыл игорный дом и не останавливался перед открытым грабежом. Под покровительством Ваньки-Каина число воров, мошенников, грабителей увеличивалось в Москве с каждым годом.
В 1753 году дело Ваньки-Каина передано было в сыскной приказ, личный состав которого к тому времени переменился. В 1755 году Ванька-Каин был приговорен к смертной казни, но, по указу Сената, наказан кнутом и послан в каторгу.
В глазах народа Ванька-Каин - не только сыщик-грабитель; он воплощает в себе и разудалого добра-молодца, который держит речь с прибаутками да присказками, душу отводит в песне.
1989 год — «Ванька Каин» по “Мистерии о Ваньке по прозвищу Каин...” Бориса Хмельницкого. Право первой постановки. Режиссёр В.И.Радун, художник В.И.Цымбал, пение Алёша Курицын.
Спектакль адаптирован для показа на открытом воздухе в театре «Карусель» под названием «Мистерия о Ваньке по прозвищу Каин, московском воре и лихом разбойничке, доносителе и сочинителе».
Участие в историко-художественном фестивале «Вехи» в Костроме.
"Мистерия о Ваньке по прозвищу Каин", построенная на конфликтах добра и зла, благородства и низости, - зрелище особой сложности, как никакое другое требующее театрального света. Спектакль создавался в гармоничном единстве архитектурной среды и сценографии, грандиозных объемов древнерусских сооружений и наклонного станка в форме креста, расположенного в центре игровой площадки.
Станок задавал ритм спектаклю: крест - противопоставление вертикали и горизонтали, символ истории, не терпящей компромиссов. Крест, устремленный вверх и вниз, вправо и влево, определял основное движение актеров - навстречу друг другу. Вертикаль - вознесение-падение: весь смысл играемой мистерии был заложен в удачном художественном решении. В сочетании с пульсирующим светом, открывающем нам то архитектурные объемы, то силуэты персонажей, то лица главных героев, зрелище обретало особую экспрессию. Игра со светом в ночи помогала создавать и театральные "чудеса": явление Каину образа Бога в небе, вдруг сразу опустившегося на землю и пролетевшего мимо него.
"Мистерия о Ваньке Каине" игралась не только у Покровской башни, но и в Ярославле, Вологде, но самым незабываемым, на мой взгляд, был спектакль в Костроме, у стен Ипатьевского монастыря. Там что-то произошло, вроде театрального чуда - наверное, соединились энергетика места, зрителей и Каина в исполнении Ю. Новохижина. Когда он взбегал на площадку по горизонтали, неся свое Зло в себе, казалось, что от него волнами исходит такая мощная и победительная сила, что устоять перед ней нельзя, казалось, еще одно мгновение, и он убедит всех, что Зло непобедимо.
"Карусель"- единственный в России театр на открытом воздухе работает с 1988 года при Псковском академическом театре драмы им. А.С.Пушкина - проводит спектакли в исторических памятниках или в другом пространстве. Театр разворачивается в течение 1-3 часов, оснащен специальными металлическими модулями для строительства сценических площадок, сборным зрительским амфитеатром на 1200 посадочных мест, световой и звуковой аппаратурой.
Спектакли естественно соединяют артиста и окружающий мир.Сценография не вторгается в историческую среду, но органично вписывается в неё. "Меня интересует проблема человека и пространства, человека и космоса",- говорит Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ Вадим Иосифович Радун, разьясняя свою художественную позицию.Необычайная жизнь персонажа от "макро" до "микро" дает актерам необыкновенное чувство полета, они выходят за пределы театральной коробки, оказываются без "четвертой стены". Пиротехнические и световые эффекты, использование конно-спортивной группы, костюмов соответствующей эпохи придают действию зрелищность, масштабность, достоверность, в напряжении держат зрительский интерес. За создание театра "Карусель" и спектакли последних лет В.И.Радун дважды - в 1990 и 1995 годах - включался номинантом на присуждение Государственной премии России.
Театр успешно выступал на многих отечественных и зарубежных театральных фестивалях, гастролировал по древнерусским городам "Золотого кольца". Был участником культурных программ Игр Доброй воли в Санкт-Петербурге, празднования 850 -летия Москвы.