Официальный сайт С.С. Важова

Моя музыка для спектаклей в драматических и кукольных театрах

Зиновий Яковлевич Корогодский Борис Ильич Цейтлин Николай Юрьевич Боровков
      Так получилось, что всю жизнь я работал с тремя театральными режиссёрами. Это Борис Ильич Цейтлин, Зиновий Яковлевич Корогодский и Николай Юрьевич Боровков (кукольный театр). Были работы и с другими режиссёрами, - эпизодические. Так получилось - не случайно. Меня, ещё студента консерватории, влиятельные друзья рекомендовали на работу в театральный институт. Там я «осел» на многие годы. Новые знакомства и сотрудничество со студентами - актёрами и режиссёрами, с преподавателями заложили основу взаимоотношений с театральным миром на всю дальнейшую мою жизнь.
       Подбор известной музыки или сочинение оригинальной музыки к сценам и сценкам самостоятельных студенческих работ, актёрских импровизаций и к выпускным спектаклям; разучивание с актёрами вокальных партий, ночные самостоятельные репетиции, анализ этих репетиций в длинных беседах за чайным столом или на прогулках по ночному, точнее уже утреннему Ленинграду – это моя жизнь, когда я работал в театральном институте. Правильнее будет сказать, что я жил в театральном институте. И даже моя пятилетняя дочь Ива, когда была свободна от детсада, проводила своё время вместе со мной на репетициях.

Работа в театральном институте и музыка в записях, оставшихся в моём архиве

Учебный театр на Моховой План зрительного зала учебного театра на Моховой Учебный театр на Моховой
       Осенью 1971 года я начал работать в этом институте в качестве концертмейстера курса актёров музыкального театра проф. М. Г. Дотлибова. Замечательные педагоги были на этом курсе, – Ольга Филлиповна Климанова, Игорь Владимирович Озеров, Станислав Сергеевич Клитин. Это был уже второй курс и к третьему году обучения студенты должны были показать спектакль на сцене Учебного театра. Готовили спектакль «Сказки в жанре мюзикла». Он состоял из двух сказок: КОШКИН ДОМ и БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ. Музыка Г. Гладкова была уже известной, для сказки Маршака музыку написал предыдущий концертмейстер этого курса композитор Михаил Герцман.
      И даже моя пятилетняя дочь Ива, когда была свободна от детсада, проводила своё время вместе со мной на репетициях. Я - в оркестре, студенты с рук на руки, от ряда к ряду передают четырёхлетнюю малышку друг другу по мере занятости в репетируемой сцене.
      И я сюда ходил на спектакли тогдашнего ТЮЗа. «Всадник, скачущий впереди» – запомнившийся мне спектакль 50-х годов и откликнувшийся в моём сознании в 80-е годы во время работы над кантатой «Мальчиш-Кибальчиш». А с бывшей актрисой того ТЮЗа я даже встретиля и подружился. Это Странгилла Шеббитаевна Иртлач, - преподаватель сценической речи института.

      Надо сказать, что концертмейстеры в этом институте были разные, – одни действительно концертмейстеры (пианисты), а другие только числились концертмейстерами, на самом деле это были композиторы, – студенты консерватории, – которые выполняли обязанности музыкального руководителя курса и сочиняли (или импровизировали) оригинальную музыку для сопровождения актёрских этюдов, сценок и спектаклей в исполнении студентов. Такое кадровое «ноу-хау» администрации института. Миша Герцман закончил консерваторию и уехал по распределению в другой город, и мне предложили освободившееся место. Я продолжил работу Герцмана, сочинив ПРОЛОГ к спектаклю и сделав новую партитуру для «Бременских музыкантов».
       Работа для всех её участников была «свежей», т. е. первый спектакль в жизни студентов и в моей жизни. Старался педагог (артист Пушкинского театра) Игорь Озеров, звучали его стихи во вставных номерах, полностью была погружена в работу над ролями со студентами Ольга Климанова (ученица Г. Товстоногова), – анализировали и воплощали психологию Барана или моторику движений Осла, Кошки и других. Маленьких ролей не было. Кроме «действующих лиц» (персонажей) по сюжету, – была ещё одна: «МЫ», – студенты такого-то курса... и мы представляем вам, зрителям, не только сказку, но и себя, – будущих артистов, знаменитостей, несущих культуру народу! И действительно, после окончания института многие выпускники этого курса проявили себя в театрах нашей страны достаточно интересно. Нина Балагина – в Свердловском театре, Саша Мирзоян – Заслуженный артист, Вадик Маврин – в Ленинградской Музкомедии, Вадим Аникейчик – в Московской эстраде... Кто-то в Вологде, другие в Краснодаре... Недавно встретил в Магнитогорском театре уважаемую всеми артистами Танечку Александрович, – наш «золотой голос» курса. Возглавлял всю музыкальную часть известный в музыкальных кругах города дирижёр Альберт Гротель. Всю движенческую часть творил легендарный Кирил Чернозёмов. Танцы ставил прославленный артист Кировского балета Вячеслав Кузнецов. Выпускал спектакль профессор Станислав Сергеевич Клитин, в дальнейшем ректор Ярославского театрального института. И... Остались лишь воспоминания, пронрамка с автографами, где первый – от моего тёзки, да искалеченная временем магнитная запись того самого ПРОЛОГА, музыку которого я сочинил, а артисты-студенты своим исполнением пытались донести до зрителей свою преданность искусству.
Полный размер - клик Полный размер - клик Полный размер - клик
      Как дороги сердцу эти беспорядочно испещрённые мелкими и неразборчивыми почерками листки бумаги. Каждая запись - артист, друг, коллега. Человек, побывавший рядом со мной и, как влияние Луны на Землю, действовал на отливы и приливы моих мыслей, крови, чувств и сознания. Бурлил или осаждал мою творческие энергию.


«Сказки в жанре мюзикла» – ПРОЛОГ

Запись сделана в студии Ленинградского телевидения, писал Франк. Дирижёр А. Гротель, я - на органе.
Оригинальная запись утеряна, это копия на бытовой магнитофон да ещё и с искажениями. Тогда я не думал об архиве.