...которую я возглавляю с 1993 года, Вениамин Ефимович записывал фонограммы фильмов, спектаклей и песен. Специфика работы студии - запись музыки в электронном виде на синтезаторах. Сам он за клавиши не садился. Играл всегда Сергей Гринберг, владеющий техникой игры на синтезаторах. После авторских пожеланий и замечаний по исполнению, я редактировал записанный материал в компьютере, затем занимались сведением в единую партитуру. Потом приходил режисёр и все вместе прослушивали, обсуждали и подставляли музыку под изображение.
Остался в памяти один такой день. Записывали фонограмму кинофильма "Возвращение броненосца", реж. Геннадий Полока. Я у монитора, В. Баснер и Г. Полока немного поодаль, за моей спиной - переговариваются. Возникала ситуация (и не один раз), когда я становился невольным свидетелем разговора, не предназначенного для моих ушей.
Г. П. – Как у тебя дела с "Еврейским театром"?
В. Б. – Ищем спонсоров, группа набрана. Сейчас репетируем и записываем фонограмму.
Г. П. – Вот, он у тебя называется "Еврейский театр", а сколько у тебя в штате артистов - евреев?
В. Б. – Ты знаешь, я не задумывался об этом.
Г. П. – Нет, это важно. Вот у меня, - артисты все и съёмочная группа - евреи. И что ж это за "Еврейский театр" тогда!
В. Б. – У меня другой подход к выбору артиста, он должен быть талантлив, прежде всего.
Этот диалог в комментарии не нуждается. Ну, а я – сидел ни жив, ни мёртв. Два мэтра рассуждают на тему, которая для моего жизнепонимания является интимной и больной для всего современного человечества. И так просто, с наличием свидетеля...
Едем в машине после записи на квартиру Венички - отметить окончание работы по фонограмме спектакля "Песнь о Волге" по пьесе Резо Габриадзе. Проезжаем по набережной реки Фонтанки, где недавно был установлен памятник Чижику-пыжику. А надо сказать, что этот памятник - маленькая бронзовая птичка, установленная на гранитной полочке чуть выше уровня воды, - пользовался симпатией горожан, но несколько раз он был украден.
Р. Г. – Опять украли "Чижика"!
В. Б. – Ну, так, радуйся! Значит это настоящее, востребованное народом искусство!
Приехали. Я первый раз в доме. Большая комната с высоким потолком, антресоль. Пространство под антресолью – импровизированная столовая с большим обеденным столом, кожаный диван, широкий и вместительный, пианино. Другая часть комнаты отделена колоннами, поддерживающими антресоль. Там стоит рояль, огромный письменный стол, буфет с книгами и много цветов. Эта часть комнаты иногда превращалась в концертную площадку. Здесь играли и великие музыканты, и молодые, только начинающие свой путь. Однажды и мне довелось показать свою песенку.
Хочу сказать, что уют, комфортность и благожелательная атмосфера вокруг Вениамина Ефимовича сопровождали его везде, т. е. не только в его квартире. Даже в салоне автомобиля что-то происходило, как-то всё преображалось.
Студия
– Усилители, пульты, синтезаторы, компьютеры... Лес электро-проводов! И диван. Идёт запись фонограммы свадебной сцены из мюзикла "Еврейское счастье". За клавишами Серёжа Гринберг, я щёлкаю мышкой... Звук приглушили, свет только от лампочки на пюпитре, – на диване полулёжа удобно устроился Веничка. – Заснул. Запись начали утром, сейчас - вечер. Вдруг слышим голос: "До-диез! До-диез, а не до-бекар!" Ничего он не спит. Следит за ходом записи. Вот-вот должны прийти артисты, – фонограмма должна быть готова.
Разучиваем партии с хором и солистами Александром Хочинским и Жанной Черкашенко. Микрофоны включены... Но нет в исполнении "живинки". Вениамин Ефимович рассказывает, как должен проходить обряд свадьбы. Репетируем... Нет. Нет жизни. Мёртвая запись.
Стук в дверь. Входит моя приятельница, приехавшая из Америки в Россию погостить. Знакомлю её с Веничкой. Наступает маленький перерыв в репетиции, во время которого выясняется, что она живёт как раз в том районе Нью-Йорка, где по пьесе мюзикла происходит свадьба. Слушаем фонограмму. Ей нравится музыка, - ритм, нарастание темпа... И она просто пускается в пляс! Приглашает в пару себе Веничку. И закружилась свадьба! Именно в этот момент начал жить спектакль.
Композитор, который сочинил, записал нотами, прожил внутри себя всю сцену, – сегодня зажёг эту жизнь в исполнителях. В общем вихре танца он никак не выделялся среди других. Он слился со всеми, был тем же артистом, что и все. Участником свадьбы, а не репетиции. Гостем, или женихом, или отцом невесты... Он был всем, каждым действующим персонажем, и со всеми. Таким увлечённым и увлекающим, ведущим за собой и остался в моей памяти Вениамин Ефимович Баснер. Или просто любимый нами Веничка.
Репино, 6 октября 2009
Станислав Важов.
«СТАЛИНГРАД»
Песня из спектакля «Песнь о Волге»,
поют Таисия Калинченко и Александр Хочинский
Фонограмма - С. Важов.
ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ
«Улица Пит» (Сцена из мюзикла)
Артисты «еврейского театра», солист Александр Хочинский.
Фонограмма - С. Важов